http://www.jee.lv/uploads/posts/2008-02/1203163603_4.jpg

Kибер-культуру можно разделить на две ветви.
К первой относем киберпанк как идеологический источник. В основном он нашел отражение в литературе и кино.
Ко второй - киберготику, развивающую, в первую очередь, аудиовизуальное представление. Это музыка, мода, стиль - все современные аспекты любого культурного движения.

Два этих направления неразрывно связаны. Киберпанк - идеологическая основа киберготики, а кибер-готика - логичное и актуальное отражение этой идеологии в современном мире

Сейчас кибер-движение в России развивается очень быстрыми темпами. Мне не хотелось бы употреблять термин “входит в моду”, так как эта культура всегда стояла обособленно от всех «модных» течений. Но идеи кибер-движения находят свое отражение и в современной готической культуре. Готы все больше тяготеют к темной и загадочной эстетике будущего мира. Средневековые платья сменяются на ультрасовременный пластик, кружево - на светодиоды и отражатели, черные волосы на неон, анкх на шестеренки. Музыка становится более агрессивной и безжизненной. Люди все больше смотрят в будущее - что нас там ждет?

Это холодный и безмолвный мир, усеянный трупами людей. Они сами уничтожили себя в погоне за своими низменными желаниями… Это красота… но это не та красота с цветочками и замками. Это - холодное величие выжженной земли. Это - монументальная красота мертвого мира. Статичная картина реального времени, которая не изменится даже через десятки веков, потому что жизни больше нет. Этот взгляд на мир не должен согревать - он наоборот холоден как труп ребенка, обожженный ядерным огнем. Это предостережение человечеству. Хотя предостерегать скоро будет уже некого… красота мертвого мира… Все, что создано человеком - уничтожено им самим…только машины будут жить… новая форма жизни… человек устарел… это только поверхность…

Существует спор о том, что такое настоящая “киберпанковская музыка”. Считать ли таковой музыку, навеянную киберпанковскими темами, или это та музыка, которую будут слушать люди в”киберпанковском будущем”? Мы приведем несколько разных точек зрения.

Пожалуй, киберпанк - это даже не совсем музыкальный жанр. Это больше идеологическая составляющая творчества группы.
Впервые для определения жанра музыки этот термин был использован по отношению к группе VOIVOD, альбом NOTHINGFACE. Это psychedelic thrash metal, вдохновленный “Нейромантом” Уильяма Гибсона.

Начиная примерно с1990-х годов появилось движение, быстро ставшее популярным в Европе. Это движение называлось “киберпанк”. Оно включало в себя стиль одежды и определенные музыкальные предпочтения. За неимением ничего более подходящего, киберпанк часто ассоциировали с рейв и техно-субкультурами, хотя последние не выражались более ничем, кроме музыкальных пристрастий их последователей (не хочу обидеть поклонников этих стилей, но вы видели где-нибудь “рейв-литературу”?) Именно тогда и начались нападки на представителей движения “киберпанк”, предпочитавших именно его проявления - внешность и музыку. Их обвиняли в том, что они любят “говорить о высоких технологиях, а не изучать и развивать их”. Но эти обвинения были довольно безосновательными и бессмысленными.

Также термин “киберпанк” может относиться к двум категориям музыки, довольно близким друг к другу.
Во-первых - это музыка, которую используют киберпанковские фильмы в качестве саундтрека. Это может быть все, что угодно - от электронной обработки классических произведений, как в фильме “Bladerunner” или noise, как в “Нирване”, или вообще использование песен разных групп, объединенных одной тематикой, как в “Матрице”.
А во-вторых - это группы, сами причисляющие себя к киберпанку. И опять-таки в основном по идеологическому содержанию текстов.

Десять лет назад представить себе устойчивый гибрид nu-metal, готик-рока и индастриал было довольно сложно. Сейчас термином кибер-готика уже никого не удивить. Правда, до недавнего времени исполняющие подобную музыку группы, как правило, довольствовались выступлениями в клубах, “широкой известностью в узких кругах”, и о большой сцене не помышляли. Однако все меняется.

Одна из онлайн-энциклопедий дает такое определение понятию Кибергота – это человек, который предпочитает особый жанр музыки под названием “Noise”.

“Noise” - это музыка, при создании которой используются не только инструменты, но и множество сэмплов, часто имитирующих разные звуки (например звук бензопилы или работающего компрессора). Эта музыка может звучать совершенно дисгармонично, и полностью оправдывать свое название”шум”. Noise часто классифицируют как “антимузыку”, так как она нарушает все общепринятые каноны сочинительства.
Существует также поджанр “Powernoise”, который отличается более резким звучанием и техно-ударными. Эта музыка может напоминать Harsh EBM (”резкий” EBM-поджанр industrial).
Киберготы могут также слушать тип музыки известный как “Futurepop”. Futurepop-весьма легкая форма EBM.

Четкого определения понятию “киберготика” не дано. Пожалуй, как и во всех остальных течениях готического направления, это зависит от каждой личности. Чаще всего к этому движению относят готов, тяготеющих к кибер-тематике.

Несмотря на наличие слова “гот” в названии этого движения, киберготы довольно сильно отличаются от других представителей этой готической субкультуры. Отличаются их пристрастия в музыке, их внешний вид, некоторые основы идеологии и культурные интересы. В основном, можно сказать, что киберкультура охватывает социальные и культурные явления, связанные со взаимодействием человека и машины, а также развитием новых технологий и их культурной экспансией в настоящее время и в будущем.

Можно найти множество киберготических концепций, сформулированных несколькими авторами (например, такими, как Lev Manovich, Pierre Levy, Margaret Morze, Arturo Escobar). Но большинство этих концепций концентрируют свое внимание лишь на отдельных аспектах того, что можно назвать кибер-культурой. Некоторые авторы, которые ставят своей целью рассмотреть ее более полно, различают раннюю и современную кибер-культуру (Jakub Macek). Существует кибер-культура как культурный контекст и как специфический подход к изучению комплекса “культура+технология” (David Lister и другие).

Если брать в качестве примера литературу, главный герой часто параноидален и противопоставляется обществу. Тот, кто видит правду относительно мира, даже когда основная часть общества предпочитает игнорировать тот факт, что правительство – корпорация ,мы все находимся под постоянным контролем. И мы теряем последние остатки даже видимой свободы. Люди, подобные такому герою, - избранное меньшинство, несогласное с устоявшейся системой. Они протестуют против законов и правил, отстаивая право на своё собственное, индивидуальное “Я”.